Евросоюз нащупал уязвимое место русской «брони». Это марганец

14-й пакет санкций заставляет внедрять «серые схемы», на которых зарабатывает сам же ЕС

14-й пакет санкций, введеный только что ЕС, поставил под угрозу доставку в Россию марганца. Почему именно его? Марганец — незаменимый элемент производства в ОПК. Без него невозможна надежная танковая броня. Используют марганец в ферросплавах, которые значительно улучшают свойства металла: повышают его прочность и твёрдость.

Чёрная металлургия, машиностроение, ОПК не обойдутся без этого сырья. Но проблема в том, что потребление марганцевой руды в России полностью зависит от импорта. Ежегодно в Россию ввозится в среднем около двух миллионов тонн марганца.

Теперь его доставка в нашу страну — под угрозой.

На сегодня крупнейшими поставщиками марганцевой руды в Россию являются ЮАР, Габон и Индия. Из этих стран напрямую в РФ попадает 20%, 5% и 5% соответственно от общего объема импорта марганца. Остальное — экспортируется международными трейдерами из Европы транзитом через порты Латвии и Эстонии.

Однако 14-й пакет санкций против России ограничил поставку в Россию товаров, которые «способствуют укреплению промышленного потенциала России». В этом списке оказались соединения редкоземельных элементов и пластмассы. Среди прочего под запрет попал экспорт в Россию и марганцевых руд.

В России есть собственные месторождения марганца. Например, перспективное Томтор в Якутии. Оно могло бы решить проблему на многие десятилетия. Но его еще нужно осваивать. И сразу возникает вопрос: кто будет инвестировать в разработку якутского месторождения? Желающих до сих пор не нашлось.

Есть у нас и Усинское месторождение марганца в Кемеровской области. Оно может быть освоено в относительно короткие сроки, и его запасов хватило бы надолго — их оценивают в 127,7 миллиона тонн, это 45% всех известных в России запасов марганца. Правда, марганцевые руды Усинского месторождения — с невысоким содержанием марганца. И все же это лучше, чем ничего.

Почему мы не используем собственные ресурсы? С таким вопросом «СП» обратилась к политологу, зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.

— Раньше основные месторождения марганца были на Украине. В России они тоже есть, но экономисты подсчитали: добыча нашего марганца дороже, чем импортные поставки. Даже с доставкой из ЮАР это дешевле, чем разработка собственных рудников. Выгоднее сэкономленные на этом деньги направить непосредственно на изготовление танковой брони. На Западе это понимают, и это их беспокоит.

«СП»: Почему мы не можем возить марганец из ЮАР, Габона и Индии? Ведь эти страны не имеют прямого отношения к СВО. Под вопросом и транзит марганца через порты Латвии и Эстонии. Но мы давно пытаемся доставлять грузы, минуя прибалтов. Или нет?

— Суть 14-го пакета санкций ЕС в том, что он накладывает вторичные санкции. То есть ЕС может ввести санкции против ЮАР, Габона и Индии, откуда Россия завозит марганец. Не так давно Индия попала под вторичные санкции после поставок России небольшой партии алюминия. Так что придется искать обходные пути.

Читать также:
Москва и Питер останутся без пиццы, которую курьеры развозят — мигрантов загонят на стройки

Что касается прибалтов, тут, как ни странно, все проще. Страны, которые занимают жесткую политическую позицию по отношению к России, как правило, любят на России зарабатывать. Так что санкции — это счастье для тех, кто использует «серые схемы». В том числе и для прибалтов.

«СП»: Выходит, надо искать варианты, если напрямую транзит марганца в Россию невозможен?

— Это достаточно рискованная схема. Дело в том, что помимо вторичных санкций, под которые могут попасть страны-экспортеры марганца, под санкциями находится еще и танкерный флот. Так что вероятнее всего — да, придется искать новые варианты.

По мнению экспертов, обходных путей существует сразу несколько.

Можно импортировать марганцевую руду из африканских и южноамериканских стран через китайские порты и далее отправлять её по железной дороге через Казахстан; через Турцию и Иран, используя Каспийское море. Также можно ввозить марганец через порты Чёрного моря, к примеру, Новороссийск. Эти маршруты могут быть длиннее и дороже, но они помогут обойти европейские санкции", — предполагает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. Он также считает, что завозить марганец в Россию можно через Ленинградскую область, либо порты Чёрного моря или Дальнего Востока.

Директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков считает, что в условиях новых ограничений России придется искать маршруты для доставки сырья через Китай, Казахстан, Иран и Турцию.

Новые санкции скорее всего приведут к увеличению цен на марганцевую руду в РФ. Произойдет это по нескольким причинам. Во-первых, вырастут логистические затраты на ее доставку. Во-вторых, снизится доступность для отечественных предприятий, что может привести к дефициту марганцевой руды в России.

Есть, правда, и еще один, запасной вариант. Помимо импорта марганцевой руды Россия закупает марганцевые ферросплавы (ферромарганец и ферросиликомарганец) — в Грузии, Казахстане и Норвегии.

Так что в любом случае наши танки без брони не останутся, сколько бы пакетов санкций в ЕС не изобретали. Несмотря на все усилия, западные страны не смогли подорвать российский ОПК и добиться сокращения производства вооружений. Выпуск снарядов, ракет, бронетехники, дронов вырос в разы.
Что касается обхода санкций, то, как выяснилось, нет ничего невозможного. Россия по-прежнему может импортировать нитроцеллюлозу из Германии, Турции и Тайваня, а также другое сырье для взрывчатых веществ со всего мира, чтобы продолжать быстро наращивать производство боеприпасов.

В результате, за период с начала СВО Россия увеличила производство:
152-миллиметровых артиллерийских снарядов — в 5,3 раза, снарядов для реактивных систем залпового огня «Град» — в 15 раз, «Ураган» — в 6 раз; крылатых ракет Х-101, наиболее активно используемых в Украине, — в 7,5 раза; ракет 9M723 «Искандер» — более чем в 3 раза.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

НОВОЕ НА САЙТЕ